Первая районная торфяная электростанция

В начале XX века почти вся русская промышленность, в том числе и энергетика, держалась на дорогом привозном топливе — бакинском мазуте. В 1909 году у выдающегося энергетика Роберта Классона возникла идея постройки вдалеке от Москвы районной электростанции на местном топливе для снабжения энергией предприятий и поселков в радиусе около 100 км.

В ноябре 1911 года группа московских инженеров-энергетиков направилась из Москвы к урочищу Белый Мох. Место для строительства электростанции они определили на берегу озера Госьбужье, недалеко от 71-й версты Нижегородского шоссе. Затем последовала поездка в Берлин, где за пару дней была достигнута предварительная договоренность о привлечении кредитов немецких и швейцарских банков. Первоначальная смета строительства составила 6 млн рублей, по факту было потрачено вдвое больше. Такой «перерасход» доставил руководству немало тяжелых переживаний. Роберт Классон рассуждал так — пусть первый опыт будет затратным, но идея, положенная в основу постройки районной станции, того стоит. В пустынном месте был выстроен целый населенный пункт — практически небольшой город. Впоследствии и станция, и поселок получили название Электропередача (в наши дни это соответственно ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона и город Электрогорск).


В январе 1912 года правление «Общества электрического освещения 1886 года» постановило принять участие в новом проекте и выступить соучредителем «Электропередачи» с долей капиталовложений на уровне 20–25% от стоимости строительства. Инвесторы поставили очень жесткие условия — через год с небольшим электростанция уже должна дать ток на соседние фабрики и в Москву (к слову, выдержать эти сроки так и не удалось). Необходимо было проработать вопросы не только строительства электростанции и ее дальнейшей работы, но и ее топливоснабжения — добычи, обработки и хранения торфа.

С ранней весны 1912 года начались работы по строительству жилых помещений. Места были непроходимыми, кругом ходили дикие звери. Дороги не было — приходилось вырубать деревья, бросать их в воду, на деревья класть узкоколейные рельсы, которые засыпались землей. По этому рельсовому пути продвигалась вагонетка, которую везла лошадь. К началу мая была построена большая гостиница, в которой размещались все служащие. Одновременно были начаты работы по постройке станции и на болоте, где шла добыча торфа.

Проект новой электростанции разрабатывался на Раушской станции, проектировщиками руководил Виктор Дмитриевич Кирпичников. В июне 1912 года состоялась закладка станции, спустя несколько месяцев уже было построено главное здание Электропередачи. Поздней осенью, когда выпал первый снег, привезли первый котел и приступили к его монтажу. Машинистов и кочегаров для будущей станции приглашали из Москвы, набирали и обучали парней из ближайших деревень, а также из города Орехова. Вместе с Р.Э. Классоном в строительстве районной станции принимали участие и другие опытные инженеры-энергетики: А.В. Винтер, В.Д. Кирпичников, А.Б. Красин, В.В. Старков. Для организации небывалого по размаху торфяного хозяйства пригласили Ивана Ивановича Радченко — после революции он стал видным политическим и хозяйственным деятелем, более 10 лет возглавлял Главторф. Он набрал рабочих и организовал их обучение, наладил работу торфяных машин, узкоколейных железных дорог.

В 1913 году будущая торфяная электростанция была выделена в самостоятельное акционерное предприятие, которому были переданы права на купленные земли и постройки. Дело в том, что в России в то время отсутствовали законодательные нормы, регламентирующие весь комплекс электрического строительства. Чтобы провести электропровода по дорогам и чужим землям, необходимо было заключить договор с каждым населенным пунктом, а в сельской местности этот вопрос решался общим деревенским сходом. Строительство новой электростанции в организационных рамках «Общества электрического освещения 1886 года» потребовало бы заключения нового договора с московскими властями, которые не желали пересматривать существующие договоренности. Коммерческим директором общества «Электропередача» стал ученый-энергетик Глеб Максимилианович Кржижановский — также в будущем известный советский государственный и партийный деятель. На строительстве электростанции трудились рабочие московских электростанций, а для монтажа турбин были привлечены иностранные специалисты.

6 марта 1914 года губернская управа выдала свидетельство, разрешающее эксплуатацию станции и всех сооружений для питания села Зуева и города Павловский Посад. 12 марта 1914 года электростанция Электропередача дала первый ток. Ее первоначальная мощность составляла 10 тыс. кВт, в эксплуатации находились две турбины Escher Wyss c генераторами Siemens-Schuckert. Третий турбогенератор станции был включен в работу 22 декабря 1914 года.

Первоначально электричество, вырабатываемое станцией, использовалось только для освещения. Общество обещало льготы предпринимателям для электрификации производства. Вскоре получать электроэнергию и мощность от Электропередачи пожелали крестьяне большинства окрестных поселений, купцы и промышленники Павловского Посада. Основными потребителями станции были большедворская фабрика «К.И. Жиро с сыновьями» и шелко-парчовая фабрика Заглодина в селе Рахманово. С 1915 года электрическая станция питала энергией Павловопосадский льнопрядильный комбинат, а с 1916 года — заводы Второва в селе Затишье, фабрику «Анисим Поляев с сыновьями» в Глухово и фабрику Морозова в местечке Крутое. Позже электростанция подала ток в Орехово-Зуево, а также обеспечила уличное освещение в Павловском Посаде.

Электростанция Электропередача стала научным центром русской энергетики, местом, где испытывали и внедряли новые технологии. Здесь не только разрабатывались способы добычи торфа и сжигания его в топках энергетических котлов, но и исследовались возможности передачи электроэнергии на большие расстояния. 13 августа 1915 года от станции потянулись провода первой в России линии электропередачи напряжением 70 кВ. Эта линия связала электростанцию в Богородском уезде с Измайловской подстанцией в Москве, а через нее — со станцией Раушская. Так было положено начало созданию Московской энергетической системы, ставшей впоследствии ядром Единой энергетической системы России.