Уличное освещение столицы

История освещения московских улиц берет свое начало с 27 ноября 1730 года, когда указом Сената Полицейской канцелярии предписывалось поставить «на столбах по большим улицам на расстоянии десяти саженей друг от друга стеклянные фонари». Фонари крепили на деревянных столбах, заправляли конопляным маслом. Светили они весьма тускло (сила света составляла всего одну-две свечи). Освещением города заведовал бранд-майор, а фонарщиками работали штрафные солдаты. В качестве топлива использовался спирт. Всего в Москве насчитывалось свыше 220 спиртово-скипидарных фонарей. В 1860-е годы в фонарях уже используют фотоген (петролеум), что привычней звучит как керосин. В 1865 году Московская городская дума подписала контракт с компанией Сity of Moscow Gas Company Ltd на устройство газового уличного освещения. Англичане построили в Москве завод, проложили газопроводную сеть и установили три тысячи газовых фонарей.

Московские улицы уже ждали нового света — яркого и надежного. Его могло дать только электричество. В 1880 году подходило к концу строительство храма Христа Спасителя. Было решено выделить 32 569 рублей фирме «П.Н. Яблочков, изобретатель и Ко», однако в данную сумму не вошли расходы на установку котлов и машин. Работы затянулись, и в итоге фирме было отказано в подряде. Московские власти привлекли товарищество «Электротехник». Только к январю 1883 года работы были завершены, но экспертная комиссия признала устройство освещения неудовлетворительным. Подрядчики просили дать им возможность заменить лампы Чиколева на лампы Сименса. Попытка не увенчалась успехом. Ситуацию спас местный умелец электротехник Ребиков, который гарантировал, что приобретет новые лампы Сименса и приспособит к ним две динамо-машины Яблочкова.

15 мая 1883 года, в день коронации императора Александра III, площадь вокруг храма Христа Спасителя была освещена уже при помощи дуговых ламп. Вся Москва высыпала на Твер­скую, на примыкающие к ней переулки, бульвары, заполнила Кремль, Китай-город. В невероятной давке по улицам двигались экипажи знатных сановников и иностранных послов. На темном фоне неба тысячами огней вырисовывался собор Василия Бла­женного. Памятник Минину и Пожарскому ярко освещался «элект­рическим солнцем» со Спасских ворот. Александровский сад представлял собой чарующее зрелище. Его густые аллеи были унизаны гирляндами цветных фонариков. Каждая кремлевская башня была украшена двумя электрическими прожекторами. Они ярко горели, освещая то пеструю, шу­мящую толпу, то отдаленные здания, которые были видны, как днем. Вот как описывает этот вечер оставшийся неизвестным газетный репортер:

«На набережной, что напротив Кремля, всех занимает какое-то необычайно красивое явление. Это сияет храм Спасителя с электрическими фонарями, зажженными на пло­щади. Он весь светится под лучами электрических солнц, направленных на него с Тайницких ворот... Надежды на иллюминацию превзошли все ожидания. Ровным ярким светом горели электрические лампочки. Честь и слава русским техникам, потрудившимся для нашего на­рода».

Как только над Москвой спускались сумерки, площадь озарялась светом 32 лампочек — чудо, поражавшее не только гостей города, но и многих москвичей, видев­ших электрический свет впервые. В полночь обычно половина ламп в целях экономии гасилась. В светлые, лун­ные ночи все фонари выключались. Впоследствии даже был составлен специальный светильный календарь, по которому фонари должны были гореть 2978 часов в год.

Каждый год приносил какие-нибудь новые технические усовершенствования. Появились более экономич­ные динамо-машины Шуккерта, что дало воз­можность увеличить число лампочек. Дополнительные фо­нари были установлены на Большом Каменном мосту, а ле­том во время концертных вечеров освещался и Сокольниче­ский круг.

В 1880 году журнал «Электричество» писал о необходи­мости электрического освещения улиц, мостов и площадей. Но для этого нужны были уже не местные, а центральные электрические станции. Россия же в те годы не располагала финансовой базой, необходимой для сооружения таких электро­станций.

В 1883 году фирма «Сименс и Гальске» предприняла дерзкую попытку вырваться вперед, оставив конкурентов позади. Карл Сименс скупает всю электри­ческую сеть и фонари, установленные товариществом «Элек­тротехник» на Невском проспекте в течение 1882–1883 годов, и организует электрическое освещение сначала главной улицы Петербурга, а затем Большой Морской улицы. В 1886 году в Петербурге при активном участии фирмы «Сименс и Гальске» было учреждено акционерное «Общество Электрического Освещения» с основным капиталом в миллион рублей. Правление общества сейчас же сообщило, что намерено удовлетворять спрос на электроэнергию в городах России, и особенно в Москве.

В мае 1888 года состоялась закладка Георгиевской электро­станции, а уже в декабре она дала первый ток. Район снабжения был ограничен километровым радиусом.

Был разработан много проектов по освещению московских улиц, которые так и остались нереализованными. Лишь в 1893 году 22 электрическими фонарями была осве­щена Красная площадь. 5 сентября 1895 года «Общество Электрического Освещения» получило от Московской городской управы концессию на электроснабжение Москвы сроком на 50 лет.

Первой полностью освещенной электричеством улицей города стала Тверская. В 1910 году электрическое освещение было на одной трети московских улиц. До начала XX века фонари освещали только тротуары, над проезжей частью их не размещали. Приходилось обходиться дополнительными источниками света: витринами, подвесными светильниками у ворот и подъездов жилых домов, магазинов, банков. В 1912 году был создан специальный отдел, который занимался освещением Москвы. Во время Первой мировой войны и революции городского освещения Москвы совсем не развивалась. Ситуация изменилась только в 1930-х годах, когда с улиц исчезли последние газовые фонари и уже в 1932 был образован трест «Мосгорсвет».