Газ для столицы

Природный газ — основной вид топлива для электростанций Мосэнерго. Сегодня его доля в топливном балансе Компании превышает 97%. Очередной исторический очерк «ВМ» посвящен тому, как газ пришел в Москву и способствовал развитию столичной энергетики

История газовой промышленности нашей страны неразрывно связана с Поволжьем. Именно там, на территории Чкаловской (с 1957 года — Оренбургской) и Саратовской областей в начале 1940-х годов были открыты первые крупные месторождения природного газа. С началом Великой Отечественной войны в город Куйбышев (в 1991 года ему возвращено историческое название — Самара) были эвакуированы Совет Народных Комиссаров СССР, многие наркоматы, дипломатический конкурс, а также ряд крупных ряд крупных промышленных предприятий. Энергетических мощностей существовавшей тогда Куйбышевской угольной теплоэлектростанции не хватало. В связи с этим наркомат обороны принял историческое решение: проложить 165-километровый газопровод от широко разрабатываемых тогда Бугурусланских месторождений до остро нуждающегося в тепле и электричестве Куйбышева. Этот газопровод был сдан в эксплуатацию в 1943 году.

Также в сентябре 1942 года Совнарком СССР принял постановление «Об эксплуатации природного газа Елшанского месторождения в Саратовской области и снабжении этим газом Саратовской ГРЭС». Уже в конце ноября того же года по проложенному 16-километровому газопроводу «Елшанка — Саратов» электростанция получила первый газ. Вскоре на местный газ перешли и другие ведущие промышленные предприятия, хлебозаводы и бытовые учреждения Саратова.

В 1944 году было принято решение начать строительство первого в России магистрального газопровода «Саратов — Москва». Столица по-прежнему остро нуждалась в топливе. Энергетики снизили потреб­ление нефти, высвобождая ее для нужд фронта. Высококалорийный донецкий уголь пришлось заменить на менее калорийный подмосковный. В полтора раза возрос расход дров.

Общая протяженность газопровода «Саратов — Москва» составила 843 км. Он проходит через пять областей — Саратовскую, Пен­зенскую, Тамбовскую, Рязанскую, Мос­ковскую; пересекает 80 ручьев и рек, 85 оврагов, 16 железных дорог, 12 шоссейных дорог, 22 населенных пункта. Для перекачки газа и для поддержа­ния необходимого давления на трассе газопровода были сооружены шесть мощных компрессорных станций и две распределительные станции, откуда газ высокого давления поступает в сеть низкого дав­ления и уже оттуда — к жилым домам, учреждениям, коммунальным, промышленным, транспортным предприятиям.

Строительство газопровода «Саратов — Москва» имело исключительное значение для дальнейшего развития промышленности и городского хозяй­ства, для улучшения условий жизни столицы. Приход саратовского газа в столицу увеличивал газовые ресурсы столицы в пять раз. Жилищно-коммунальное хозяйство, промышлен­ные предприятия, транспорт должны были подготовиться к тому, чтобы принять этот газ. Так, в 1945 году предстояло дополнительно проло­жить свыше 100 километров основных газовых сетей, не считая домовых вво­дов и разводки в домах. Одновременно были развернуты монтажные работы, связанные с переоборудовани­ем топок в котельных, жилых домах, банях, прачечных, хлебозаводах, лечеб­ных учреждениях, а также с установкой в них газовой аппаратуры.


Все основные работы по строитель­ству газовых сетей в Москве необходи­мо было закончить в ноябре 1945 года — сроки крайне сжатые. На строительство газовых сетей были направлены несколько тысяч рабочих. Была развернута сеть курсов и школ для подготов­ки и переподготовки квалифицирован­ных кадров по строительству и эксплу­атации газовых сетей и сооружений. В школах ФЗО строительных управле­ний Моссовета был расширен кон­тингент учащихся по подготовке сварщиков и слесарей по монтажу газовых сетей. В кратчайшие сроки были организованы курсы по пере­подготовке истопников, которые могли бы обслуживать котельные на газовом топливе.

11 июля 1946 года в 15 часов 30 минут саратовский газ пришел в Москву. Клавдии Алексеевне Перевезенцевой — первой в системе Мосэнерго женщине-машинисту — выпала честь принять саратовский газ в топки ГЭС-1 и ГЭС-2. Столица стала получать 800 тыс. куб. м газа в сутки.


Выбор именно этих электростанций для использования газа определялся возмож­ностью экономии дефицитного в то время мазута, простотой перевода мазутных топок на сжигание газа и расположением ГЭС-1 и ГЭС-2 в центре города. Доля газа в топливном балансе этих электростанций поначалу составляла 50%-60%. По мере развития бытового потреб­ления количество газа, подаваемого в систе­му Мосэнерго, уменьшалось, и к 1951 году его доля в топливном балансе ГЭС-1 составила лишь 6%. В дальнейшем в связи с поступлением в Москву газа с Дашавского месторождения на Украине, Щекинского газового и Расторгуевского коксогазового заводов количество газового топлива, потребляемого московскими ТЭЦ, стало возрастать.

В летние месяцы 1948–1949 годов в незначи­тельном количестве сжигался газ на московских ТЭЦ-7 и двух котлах ТЭЦ-9. В 1952 году была введена Калужская ТЭЦ (сегодня — ТЭЦ-20), работавшая на газе в основном в летние месяцы, в 1955 году — ТЭЦ-16, работающая на газе в течение всего года. Подвод газа к этим станциям позволил отказаться от сооружения на их территории мазутного хозяйства.

Крупномасштабной перевод московских ТЭЦ на природный газ произошел уже в 1960-е годы. Это позволило существенно улучшить экологическую обстановку в городе, снизить вредное воздействие объектов энергетики на окружающую среду.